Теория праздного класса — Веблен

Теория праздного класса — экономическая теория, сформулированная в книге американского ученого, экономиста Т. Веблена — «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» в 1899 году. В ней автор, исследуя проблемы, связанные с ролью государства в экономике, выводит на первый план положения о биологических, психологических и антропологических основах экономических процессов.

Эволюция общества в данной работе представлена как процесс естественного отбора институтов (здесь отсылка к Дарвину).

Праздным классом, по мнению Т. Веблена, являются собственники, для которых свойственно потребление товаров и услуг сверх необходимости, и реализующие так называемое демонстративное потребление.

Представители данного класса в противовес первичной физической необходимости руководствуются преимущественно своими инстинктивными склонностями, такими как:

  • материнский инстинкт;
  • праздное любопытство;
  • родительский инстинкт;
  • склонность к накопительству;
  • эгоистические склонности;
  • различные привычки.

Термин «праздный» в данном случае приводится в значении непроизводительного потребления времени. Праздный класс возникает одновременно с институтом частной собственности.

В основах его образования Веблен выделяет следующие этапы.

Первый этап:

  • обычаи варварских племен;
  • зарождение первичного вида собственности;
  • стадия приобретения через захват;
  • закрепление права собственности на вещи.

На этом этапе сформировались обычаи, исходя из которых показателями доблести, чести, силы и влияния индивидов были накопленные артефакты, добытые доспехи, и присвоенное имущество.

Второй этап:

  • утверждение традиции определения социального положения и статуса человека на основании накопленного им богатства;
  • организация производственной деятельности.

В обществе, которому присуще разделение труда и сформирована производственная деятельность, также будет существовать и негласный мотив конкуренции, определяющий формы демонстративного потребления.

Демонстративный вид потребления в большинстве своем проявляется в тех классах, для которых не является приоритетом обладание товарами по причине физической потребности в них.

По мере того, как низшим классам удается продвинуться к высшим, внутри них развивается и тенденция приобретать товары демонстративным образом, превращая сам характер приобретения в борьбу за поднятие персонального общественного статуса и за первенство в гонке за респектабельностью.

Основным ориентиром становится достижение большего денежного капитала, что влечет за собой увеличение влияния, власти и большее уважение со стороны окружения.

На определенном этапе сформировалась иерархия видов деятельности, формулировались тезисы «престижности» и «непрестижности» того или иного рода деятельности. Так понятию «праздности» более соответствует тезис «престиж», но не «леность».

В тесной связи с механизмом демонстративной праздности также находятся каноны воспитанности и правила хорошего тона, ввиду чего они постоянно претерпевают изменения, следуя актуальным запросам того или иного класса.

В свою очередь ведение определенного образа жизни и стиля потребления для подчеркивания своего текущего положения уже воспринимается как данность.

По мере накопления богатств, внутри праздного класса происходит дифференциация, порождающая систему рангов (элит) и уровней с внутренней конкуренцией, что усложняет тем самым его внутреннюю структуру.

Высшие денежные слои, имеющие в своем распоряжении достаточные материальные и символические средства для реализации праздного образа жизни, передающие также средства по наследию, или выступают меценатами, подчиняют себе праздные Безденежные слои, к которым относится обнищавшая аристократия. Последние вынуждены группироваться вокруг высшей элиты.

Персоны, которые по тем или иным обстоятельствам ищут «убежища» рядом с обществом высокопоставленных господ, реализуют подставное праздное потребление. В круг лиц, реализующих подставное праздное потребление, входят слуги, подданные, а также утратившие состояние и авторитет аристократы.

Каждому слою в зависимости от его материальной обеспеченности соответствуют свои критерии выбора тех или иных благ, определяемые как Денежные каноны вкуса. Чем выше денежный капитал, тем больше диапазон выбора товаров данного типа доступен для индивида, соответственно стандарты вкуса отражают каноны денежного почтения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
По вопросам ведения соц. сетей, сообществ, продвижения проектов, подготовки воронки продаж - пишите: https://t.me/namecr
ADNE.iNFO - ведение социальных сетей, продающие воронки
Комментарии: 3
  1. Анастасия

    Не люблю, когда людей делят на классы. Таким образом проявляется некая дискриминация и неуважение к людям, которые по тем или иным причинам как-то отличаются от стандартного стереотипа. Поэтому, «теорию праздного класса» считаю бессмысленно потраченным временем «великого» американского ученого.

  2. Христина

    Все как всегда — богатые богатеют, сбиваются в кучку и хвастают своими благами. Как обычно есть и такие, кто будет рядом с ними — «стервятники», те которые сами не в силах заработать свой капитал. Очень интересно, что кто-то изучил и структурировал весь процесс возникновения данной группы населения. И, что самое интересное, это актуально и по сей день.

  3. Олег

    По-моему очень надуманно и совершенно не актуально. Попытка вычленить какие-то слои общества может быть удачной лишь по материальным показателям или по образованности — в какой-то мере это можно определить точно в абсолютных величинах. Прочитанное же — есть не только в каждом классе, но и в каждом человеке.

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Теория праздного класса — Веблен